Дютьковские ведомости Блог музея С.И. Танеева в Дютькове

Zvenigorod-Dyut'kovo-Muzej-Taneeva-Akadem-Kvartet
«Академ-квартет»
«Академ-квартет» появился на столичной филармонической карте относительно недавно, но уже успел завоевать симпатии публики и обрести собственный творческий облик. Коллектив молод и мобилен – его участники, продолжая лучшие традиции отечественной струнной школы, открыты музыкальному эксперименту, сохраняя при этом высочайший вкус и мастерство в интерпретациях. Признанием художественных достижений ансамбля стал Гран-при Международного конкурса имени Д. Б. Кабалевского в 2017 году.
Но всем достижениям предшествует тонкая скрупулезная работа…
«Академ-квартет» возник в рамках оркестра с давними традициями, где преемственность поколений и высочайшая выучка играют первостепенную роль. Речь об Академическом симфоническом оркестре Московской филармонии: в 2012 году четыре молодых оркестранта – участники будущего квартета – собрались, чтобы выступить в одном концерте. Но искусство камерного музицирования, и особенно квартетное искусство, – это нечто волшебное, многие композиторы доверяли свои самые сокровенные мысли именно данному составу и жанру. Возможно поэтому, разовый проект стал для молодых музыкан-тов настоящим творческим кредо, а концерты нового ансамбля довольно быстро вызвали интерес публики.
Талант, семейные традиции и прекрасная школа: почти все участники Кварте-та – представители музыкальных династий, воспитанники ведущих отечест-венных педагогов. В составе «Академ-квартета» – Леонид Поляков (первая скрипка), Никита Буднецкий (вторая скрипка), Василий Данилец (альт) и Михаил Лебедев (виолончель). Выпускники Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Московского государственного ин-ститута музыки имени А. Г. Шнитке, лауреаты национальных и международных конкурсов, они постигали секреты творческого мастерства у Ирины Боч-ковой, Виктора Пикайзена, Натальи Шаховской, Людмилы Шубиной и других замечательных учителей; искусству камерного исполнительства обучались у Александра Бондурянского («Московское трио»), Александра Корчагина и Андрея Шишлова (Квартет имени Шостаковича), Игоря Найдина (Квартет имени Бородина), у профессора Гнесинской академии Александры Францевой.
Камерно-ансамблевое исполнительство – искусство сложное и тонкое. От своих предшественников – лучших отечественных квартетов, чей авторитет непререкаем во всем мире, – музыканты «Академ-квартета» восприняли стремление к объективизму, желание проникнуть в самую суть произведения, чтобы донести до слушателя авторскую мысль, ювелирную работу с каждой интонацией и каждой деталью партитуры, сочетание технического совершенства с глубоким художественным осмыслением произведения. Постоянные слушатели, коллеги и критики сравнивают интерпретации коллектива с архитектурными шедеврами, гармоничными в соотнесенности мельчайших деталей, отме-чают сильнейшее эмоциональное наполнение звучащей музыки, способное побудить слушателя погрузиться в нее, сопереживать и мыслить. В этом сравнении, словно в отраженном виде, звучит и находит подтверждение приписываемый Шеллингу афоризм о том, что архитектура – это застывшая музыка.
Особенное внимание участники «Академ-квартета» уделяют репертуарной политике. Важное место занимает просветительство: каждая программа – это знакомство слушателя с историей жанра, новые открытия подлинных жемчужин камерной музыки.
Несмотря на высочайшую профессиональную выучку и приверженность академическим традициям, которая нашла отклик даже в названии ансамбля, «Академ-квартет» молод и открыт новым веяниям. В числе последних неординарных событий – участие в проекте «Читки» (совместно с продюсерской компанией NERPA FILM): во время чтения актёрами сценариев короткометражных фильмов музыканты представили авторское звуковое оформление сюже-тов. «Читки» прошли весной 2018 года и стали финалом конкурса сценариев – в дальнейшем сценарий-победитель будет экранизирован при участии «Академ-квартета». В 2016 году Квартет принял участие в двух знаковых проектах: в авторском абонементе музыковеда и критика Андрея Устинова «Музыка войны и Победы. Сталинские премии. Камерная музыка 1941–1945» исполнил на сцене Камерного зала Московской филармонии собственное переложение для струнного квинтета «Горной серенады» Л. Книппера; а также, совместно с ливанским культурным центром “Selecteum des Arts et des Sciences”, осуществил запись струнных октетов Ф. Мендельсона и М. Бруха для ближневосточного телевидения. В сезоне 2014/15 квартет начал сотрудничать с Фондом Дмитрия Кабалевского и принял участие в юбилейном концерте «Творческий портрет Д. Б. Кабалевского». Известный джазовый композитор Юрий Маркин посвятил коллективу «Семь пьес для струнного квартета», в планах музыкантов – запись компакт-диска его сочинений.
«Академ-квартет» концертирует в залах Московской консерватории, Московской филармонии и Российского национального музея музыки, в Центральном доме работников искусств, центре дизайна Artplay и на других столичных площадках.
Музыканты Квартета ведут насыщенную творческую жизнь, выступают с сольными проектами – в составе других ансамблей и в качестве солистов с оркестрами. Леонид Поляков (р. 1985, Москва). Его отец впервые оказался за роялем в возрасте 16 лет, став в дальнейшем профессиональным джазовым пианистом. Леонид начал заниматься на фортепиано в четыре года, с шести – обучался на скрипке. Окончил Центральную музыкальную школу, затем – с отличием – Академическое музыкальное училище при Московской консерватории, где учился у Л. Ю. Славяновой. В 2004–2009 гг. обучался в Институте музыки имени А. Г. Шнитке у В. А. Пикайзена.
В годы учебы был стипендиатом Благотворительного фонда Элины Быстрицкой (2001), лауреатом конкурса «Новые имена» (2004); дважды награждался I премией международного конкурса “XXI Century Art” в Киеве (2006 – номинация «камерный ансамбль», 2007 – номинация «квартет»).
По окончании института восемь лет играл в составе АСО Московской филармонии, принимал и продолжает принимать участие в ее абонементах. С 2017 г. активно концертирует как солист: выступал с АСО Луганской филармонии под управлением Александра Щурова, Симфоническим оркестром Уральской консерватории под управлением Антона Шабурова. В рамках проектов ливанского культурного центра “Selecteum des Arts et des Sciences” сотрудничал с фести-вальным камерным оркестром в качестве солиста и художественного руководителя. В составе различных камерных ансамблей выступал в лондонской Церкви Сент-Джеймс, в ливанском Американском Университете Бейрута, в залах Любляны (Словения).
В 2012 году Леонид Поляков организовал «Академ-квартет», став его первой скрипкой.
Никита Буднецкий (р. 1992, Минск). Окончил Московскую консерваторию у И. В. Бочковой (2016). Лауреат Международного конкурса камерных ансамб-лей имени М. К. Огинского (2006, Республика Беларусь, II премия), Международного фестиваля “Musica Mundi” (в 2009 и 2010, Бельгия), Международного конкурса исполнителей инструментальной и вокально-хоровой музыки имени Е. А. Глебова (2011, Республика Беларусь, I премия).
Еще в студенческие годы стал солистом Государственного академического камерного оркестра России (2012–2017). В 2017 г. был принят в состав АСО Московской филармонии.
Скрипач концертировал во многих странах, среди которых Германия, Австрия, Италия, Испания; выступал в качестве солиста с Молодежным симфоническим оркестром Антьокии в Медельине (Колумбия).
В 2013 году Никита Буднецкий и пианистка Алиса Куприева (автор проекта Bösendorfer лофт-филармония в Культурном центре «Зил») создали дуэт Project N. & A. Первую победу ансамбль одержал уже в 2014 году – на международном конкурсе «Музы мира» в Москве, а через год стал победителем Международного конкурса имени И. Брамса в Австрии. Дуэт много выступает на столичных площадках, среди которых Артистический центр Ямаха, Концертно-выставочный зал «Акс-Арт», залы Российской государственной специали-зированной академии искусств, Московской консерватории, музеев Москвы.
С 2018 года Никита Буднецкий – вторая скрипка «Академ-квартета».
Василий Данилец (р. 1989, Сочи). Родился в семье музыкантов (один его дед – дирижёр, другой основал музыкальную школу) и в пять лет начал обучаться игре на скрипке. В десять – поступил в Школу имени Гнесиных в класс альта Е. И. Озол. В 2007–2012 гг. учился в Московской консерватории: по специальности у Л. В. Шубиной (ассистент Ю. А. Башмета), по камерному ансамблю у А. З. Бондурянского, в классе квартета у А. А. Корчагина. В годы обучения стал лауреатом Открытого международного конкурса «Учитель и ученик» (2008, Москва, II премия).
Еще будучи студентом консерватории стал работать в АСО Московской филармонии (с 2008), где является вторым концертмейстером группы альтов. Постоянно принимает участие в абонементных программах филармонии – в составе оркестра и ансамблей. В 2013 г. гастролировал в составе октета в Герма-нии и Норвегии. С 2016 г. является участником просветительского музыкального проекта «Школа / Škola crew».
С 2012 года – бессменный исполнитель на альте в «Академ-квартете».
Михаил Лебедев (р. 1989, Москва). Родился в семье музыкантов (родители – пианисты, бабушка – известный педагог по классу виолончели, заслуженный работник культуры России Вера Михайловна Бирина) и в четыре года начал обучаться музыке, поступив в подготовительный класс Гнесинской десятилетки, которую окончил в 2007 году по классу В. М. Бириной. Затем последовала учеба в Московской консерватории: по специальности у Н. Н. Шаховской, по камерному ансамблю у А. З. Бондурянского, по классу квартета у А. А. Шишлова (2007–2012).
Лауреат и дипломант детских и юношеских международных конкурсов, проходивших в России, Германии и Австрии. В разные годы был стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова и фонда «Новые имена».
Как солист Михаил Лебедев гастролировал в городах России, Франции, Израиля.
В настоящее время работает в АСО Московской филармонии, постоянно принимает участие в самых разных филармонических программах.
С 2012 года играет в составе «Академ-квартета».